Мотор - сердце автомобиля

1 января 1970 - Мишаня
Мотор - сердце автомобиля

Мотор - сердце автомобиля. Сколько копий ломается при создании каждого нового поколения. Ученые, конструкторы, инженеры годы проводят в лабораториях, за кульманами и у стендов, чтобы потом какой-нибудь автовладелец с гордостью мог сказать: "Классный движок!"

Моторами гордятся, как породистыми лошадьми. Ferrari, Porsche, BMW... - это не только сами машины, это и моторы. А может быть, сначала моторы, потом все остальное. "Феррари" перестанет быть вожделенной мечтой, как только в его недрах перестанет биться родное "сердце", со своим неповторимым голосом и характером.

... Сегодня здесь тихо, но было время, когда днем и ночью, в будни и Впервые попав сюда в начале 80-х, я был поражен огромным двигателем, установленным на одном из испытательных стендов. Он являл собой разительный контраст с "малышом", разместившимся на другом. "Это новый ВАЗовский движок, - быстренько начал объяснять мне тогдашний руководитель лаборатории доктор технических наук Олег Мурашов. - Мы проводим его внешнескоростные, нагрузочные, токсические испытания. "Малыш" вполне может оказаться в серийном производстве". Во время этой тирады он потихоньку уводил меня от стенда со "здоровяком", а на мой вопрос о его происхождении, коротко ответил: "Специальная тематика".

Несколько позже я все же узнал, праздники стены сотрясал грохот работающих двигателей. Научно-исследовательское и учебно-производственное объединение Ташкентского автодорожного института. Так оно зовется сегодня. А в 1972 году, через год после организации самого вуза, когда тогдашний ректор, ныне, к сожалению, покойный, Абдусалам Муталибов начал строительство небольшого двухэтажного корпуса, название было куда скромнее - "Лаборатория тепловых двигателей". Однако исследования, за которые взялся небольшой коллектив с 1974 года, принесли ему известность далеко за пределами республики.

Три главных направления - использование альтернативных видов топлива, использование газа в автомобильных моторах и, наконец, исследования переходных процессов двигателя. В 1986 году разработки альтернативных топлив были внедрены в военно-промышленном комплексе СССР, который чуть ли ни с первых шагов лаборатории стал и крупнейшим заказчиком. Мое знакомство с ее работами и началось, собственно, с этой тематики.

Что за монстр был установлен на стенде - танковый двигатель. А "спецтематика" означала на практике исследования водно-топливных смесей для повышения пожаробезопасности военной техники, в первую очередь бронированных машин - танков, БТР, БМП...Конечно, писать о таких вещах в те годы было нельзя, однако тот факт, что небольшая в общем-то вузовская лаборатория занимается столь ответственными и серьезными вещами, многое говорил и о квалификации сотрудников, и о ее техническом оснащении. Оно действительно было самым современным. Ни один союзный Вуз не мог похвастаться подобным. Оно имелось лишь на таких автогигантах, как "ВАЗ", "ГАЗ", "ЗИЛ". Для оснащения лаборатории истратили 400 тысяч валюты первой категории и 790 тысяч - соцстран. По тем временам это огромные средства, если учесть статус и масштаб сего научного подразделения ТАДИ.

Взять хотя бы полностью автоматизированный испытательный стенд немецкой фирмы "Шенк", позволяющий устанавливать двигатели мощностью до 230 кВт и максимальными оборотами до 1 0.000. Именно на нем и стоял танковый движок. Два стенда фирмы "Рапида", позволяющие исследовать моторы как легковых автомобилей, так и тракторов. Кроме этого, в лаборатории есть три "шенковских" беговых барабана, которые позволяют испытывать машины по европейскому, американскому ездовым циклам. Речь идет прежде всего об измерении токсических параметров. Причем делается это в комплексе.

Очень интересное зрелище, когда подсоединенный к выхлопной трубе автомобиля огромный полимерный мешок постепенно надувается, заполняя почти всю комнату. В него и собираются выхлопные газы вместе с тремя важнейшими вредными компонентами - углеводородами, окисью углерода и закисью азота. А потом начинается "разборка" - чего и в каком режиме выделяется больше и почему. Наконец, выносится вердикт об экологической безопасности двигателя, то есть соответствует данный мотор жестким современным стандартам или нет.

Неплохо было бы провести такие комплексные испытания и моторов, устанавливаемых на наши автомобили, ведь разрабатывались они не вчера. За годы использования требования к экологическим параметрам двигателей сильно возросли и продолжают ужесточаться. Надо сказать, что контакты ученых лаборатории со специалистами Асакинского завода налажены, однако они могли быть более интенсивными и плодотворными к обоюдной пользе. Ведь опыта совместной работы ученым НИУП ТАДИ не занимать. И не только с подразделениями ВПК, но и коллегами с "ВАЗа", "ГАЗа", "ЗИЛа", "БеЛАЗа"...

Работы с этими автогигантами велись по разным направлениям. Скажем, исследования переходных процессов двигателя. В переводе на обычный язык это означает кропотливую, тонкую работу по анализу тех процессов, которые происходят в моторе во время разгона и торможения. Как изменяется мощность железного "сердца", расходуется топливо, что происходит с токсичностью выхлопных газов. И все это надо фиксировать, замерять, сопоставлять за какие-то доли секунды. Исследования такого рода очень важны, ведь в реальной жизни, особенно городской, автомобильные моторы 60 процентов времени эксплуатируются именно в таких режимах. Но из-за сложности и, так скажем, нудности подобными исследованиями серьезно в СНГ занимались и занимаются еще только в Московском автодорожном институте. И автомобильные заводы с удовольствием перекладывали ношу на плечи этих двух вузовских лабораторий.

Неоспорим вклад ученых НИУП и в разработку стратегии и тактики перевода автомобильного транспорта на газовое топливо. В тесном сотрудничестве с Минавтотрансом здесь не только испытывались различные виды газобаллонной аппаратуры, влияние газообразного топлива  - на все узлы и агрегаты двигателей, но и разрабатывались рекомендации как заводам - изготовителям    автомобилей "ГАЗу", "ЗИЛу", так и эксплуатационникам. Ими, кстати, пользуются и сегодня. "С первых дней принятия   решения   о работах в области газового топлива, - вспоминает нынешний руководитель НИУП. Мы стали прорабатывать два варианта - сжиженный пропан-бутан и сжатый газ. В конце концов пришли к выводу, что в тогдашних условиях наиболее целесообразным будет переход на использование сжиженного пропан-бутана. Во-первых, баллоны в этом случае и по габаритам, и по весу значительно меньше, чем при использовании сжатого газа. Это весьма существенно для легковых автомобилей. Баллоны для сжатого газа требуют, кроме того, очень высокой степени надежности, как-никак 200 атмосфер. Возникала и проблема газонаполнительных станций... Одним словом, переход на пропан-бутановое топливо оказался со всех точек зрения оправданным".

Жизнь полностью подтвердила этот вывод. Многие, наверное, помнят, как после широкомасштабного внедрения газобаллонных систем на легковом и грузовом автотранспорте республики, газовый бум начался и у автолюбителей. Одним из первых поддался новым идеям мой двоюродный брат. Сам опытный автомобилист, не один год проработавший на различных грузовых и легковых автомобилях, он сходу воспринял газобаллонный вариант. В те годы найти компактную систему был непросто, заводы только - только начинали разворачивать их производство. Однако настойчивость брата все же увенчалась успехом, и он установил газобаллонную систему на свой "Москвич". Что меня тогда сразу поразило - полное отсутствие детонации. Мотор стал работать увереннее на любых режимах и даже тише.

Открыв его через некоторое время, мы с братом приятно удивились, обнаружив чистые камеры сгорания. Ну и еще одна немаловажная деталь: никогда не было проблем с ГАИ по поводу токсичности выхлопных газов.

Другой пример, мой коллега установил газобаллонную систему в свой "жигуль". Он и сегодня остается ее категорическим сторонником. Кроме экологических и технических преимуществ, в своих доводах коллега всегда приводит и экономический фактор, сопоставляя цены на бензин и газовое топливо. Все они с лихвой перевешивают те недостатки, которые есть у системы, некоторая потеря мощности двигателя, возникающие порой проблемы с пуском, особенно в холодное время, сокращение полезного объема багажника из-за установки баллона...

Сегодня появились слухи о попытках перевести на газовое топливо и Nexia. Как считают в лаборатории, это вполне возможно, однако, делать все надо не спонтанно, а на основе комплекса исследований, которые вполне по силам ее ученым. К сожалению, их потенциал ныне используется явно ниже имеющихся возможностей. Между тем, лаборатория способна, кроме решения уже перечисленных проблем, проводить комплексные исследования всех видов топлива и давать компетентное заключение. Это очень важно для оптовых покупателей, которые всегда могут проверить качество получаемого товара.

Есть в лаборатории и чисто прикладные разработки и рекомендации, к примеру, по эксплуатации грузового транспорта в горных, запыленных и жарких условиях, оригинальные конструкции автомобильных карбюраторов, воздухоочистителей, топливных баков, систем принудительного холостого хода. Ну и, наконец, самая свежая новость - закончено составление каталога рекомендуемых моторных масел и смазочных материалов, вырабатываемых в СНГ и дальнем зарубежье для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, а также их взаимозаменяемость. Думается, не нужно говорить о важности этого материала как для профессионалов, так и для автолюбителей, у которых сегодня глаза разбегаются от обилия этой продукции на прилавках магазинов и авторынке.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1665 просмотров

Отзывы к статье: Мотор - сердце автомобиля

Нет отзывов. Ваш будет первым!


Популярное из раздела

+1
Мотор - сердце автомобиля

Мотор - сердце автомобиля. Сколько копий ломается при создании каждого нового поколения. Ученые, конструкторы, инженеры годы проводят в лабораториях, за кульманами и у...

+1
Автопикапы

Мы расскажем о тех миниатюрных грузовичках, которые начинают огромнейшую гамму машин для перевозки всевозможных грузов. Речь идет о внешне простых и незамысловатых пикапах...

+1
Как выбрать автомобиль?

Автомобиль давно уже не считается предметом роскоши. Спрос на автомобили растет с каждым днем, и автосалоны, естественно, этим пользуются. Ни для кого не секрет, что...

+1
Машина в доме

Нынче трудно представить семью где бы не было автомобиля. Автомобилями пользуются все: и отцы семейств, и солидные мамаши, и молодые люди и студенты и даже священники, не...