Автоспорт в Узбекистане

31 января 2014 - Мишаня
Автоспорт в Узбекистане

Автоспорт - один из самых зрелищных видов соревнований. Шум моторов, стремительные скорости, крутые виражи - увлекательное, захватывающее дух, разжигающее азарт зрелище. Какие миллионные аудитории собирают гонки "Формулы-1", всевозможные ралли, соревнования прототипов, грузовиков...

Сегодня автоспорт - огромная индустрия, приносящая не только радость болельщикам и спортсменам, но и серьезные деньги. Впрочем, требующая их немало. Но автоспорт - это еще и полигон для отработки самых совре менных технологий, материалов, конструкторских решений, которые через некоторое время появляются в серийных автомобилях. Примеров тому - масса. Не зря крупнейшие автомобильные фирмы постоянно сотрудничают со спортивными командами, многие имеют и свои собственные. "Форд", "Рено", "Мереседес-Бенц", "Хонда", "Порше", "Феррари"... Список можно продолжать долго. А как обстоят дела с развитием автоспорта у нас в Узбекистане - молодой автомобильной державе?

У автогонщиков и организаторов сейчас пора осмысления прошедших баталий, подготовки техники к новым. Осмыслить же есть что. Прошедший сезон ознаменовался двумя очень важными событиями - созданием отечественной федерации шоссейно-кольцевых автогонок и появлением первого оснащенного по полной программе автомобиля. Автомобиля собственного производства - Nexia.
О том, во что превратили машину итальянские специалисты, мы расскажем в специальном материале. Здесь же хочется обратить внимание вот на что. Появление и федерации, и настоящего современного гоночного автомобиля знаменует переход отечественного автоспорта в новую, более высокую лигу, если к этим событиям применить спортивную терминологию.

Конечно, всего груза проблем и трудностей, которые переживает автоспорт в республике, они в одночасье не решат. Слишком длительным оказался кризис. Проблемы появились не сегодня. Уже с конца восьмидесятых годов автоспорт в Узбекистане стал угасать. Все реже стали проводиться учебно-тренировочные сборы, все меньше ребят приходили в кружки и спортивные секции.

За последние пять лет только в столице из десятка секций автомотоспорта при районных спортивно-технических клубах ОСО "Ватанпарвар" осталось действующих три - четыре. Причины везде одинаковы: отсутствие средств на закупку техники, экипировки, горюче-смазочных материалов... Еще хуже дела обстоят в областях. По сути, сегодня автоспорт существует только в Ташкенте, немного в Самарканде, вот, пожалуй, и все.

Между тем, возрождение, к примеру, спортивно-технических клубов - это восстановление базы пополнения рядов Вооруженных Сил не только физически развитыми, но и технически подготовленными ребятами.

С другой стороны, пора бы уже и промышленным предприятиям проявить интерес к автоспорту. Выгода здесь очевидна. Хорошо, конечно, что ассоциация "Узавто-саноат", компания "УзДЭУавто" нашли средства для оснащения спортивного автомобиля. Несомненно, он положит начало организации полноценной фирменной команды. Настоящие профессионалы своего дела в республике есть. А вот техники... Но теперь, имея одну как бы эталонную машину, несколько автомобилей можно оборудовать уже своими силами. Тем более что в этом деле есть и "головастые" мужики, и производственные мощности. Более того, такой подход создаст предпосылки для глубокого тюнинга отечественных автомобилей, поставит его на современную техническую основу. Желающих же иметь непохожую на другие автомашину в республике сегодня немало. А это - дополнительные средства для развития автоспорта.

Нормально развивающийся автоспорт способен привлечь к себе и крупные зарубежные фирмы, представительства которых ныне работают в Узбекистане. Примеры уже есть. Фирмы "Гудир" и "Матадор" в прошедшем сезоне "обували" машины некоторых наших автогонщиков. "Весь сезон я ездил на шинах компании "Матадор", - рассказывает чемпион Узбекистана в кольцевых гонках, мастер спорта Александр Силенко. - И они ни разу меня не подвели. Даже в таких сложных погодных условиях, в которых проходили международные соревнования "Согдиана". Так что свой успех я отношу и за счет отличной резины, которой меня оснастила фирма".

Почему бы, наконец, не организовать один из этапов автомобильных соревнований в Ташкенте. Выбрать трассу сегодня в нашей столице не составит особых сложностей. Зато какое это будет захватывающее зрелище, настоящий праздник и для спортсменов, и для болельщиков. Без сомнений, их будет не меньше, чем собирает иной футбольный матч.

В заключение нельзя не сказать о людях, преданно любящих автоспорт, отдающих ему все свое время, знания и опыт. Их в республике еще немало, но о двух спортсменах все же стоит сказать особо. Без их энергии, напористости, фанатичной преданности автомобилю вряд ли в ушедшем сезоне состоялись бы многие соревнования. Это мастер спорта Сергей Мукурдумов и тренер, спортсмен Николай Кравченко. "Можно их, конечно, критиковать за упущения, недостатки, - говорит автогонщик Александр Словохотов.- Но нельзя не видеть в их действиях главного - искреннего желания не только сохранить автоспорт, но и поднять его на более высокий уровень, сделать его зрелищнее, доступнее".

Раз не перевелись еще у нас такие люди, а их, повторим, немало, значит, и автоспорт в Узбекистане не умрет. Будут новые соревнования, новые победы и... поражения. Как без них.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2089 просмотров

Отзывы к статье: Автоспорт в Узбекистане

Нет отзывов. Ваш будет первым!