Романская скульптура

31 января 2014 - Мишаня

Пройдя не одну сотню, а то и тысячу километров, пилигримы с нетерпением ожидали увидеть конечную цель странствия. Многочисленные паломнические дороги Европы стремились к собору Сантьяго-де-Компостела, строительство которого началось в 1077-1178 годах. Работой каменщиков, возводивших и собор, и скульптуры, руководил «замечательный мастер» Бернард, которого обычно называют Бернардом Старшим, чтобы отличать его от более позднего мастера Бернарда. В его мастерской работало пятьдесят каменщиков, а одним из помощников был мастер Робер.

Кроме капителей интерьера, представляющих адаптацию античных коринфских капителей с лиственным орнаментом, к ран-нероманскому периоду в Испании принадлежат большие порталы с важными скульптурными работами. Западный портал не удалось закончить в соответствии с оригинальным планом, поэтому его современный облик отражает позднероманский стиль Испании. Северный портал трансепта, Пуэрта де Франсихена, был разрушен в XVIII веке. Боковой портал на фасаде северного крыла трансепта, Пуэрта де Асабачерия, был уничтожен пожаром во время бунта еще в 1117 году. От него остался лишь удивительно образный участок колонны. Единственный сохранившийся, почти что мистический портал - Пуэрта де лас Платериас, расположенный в южном крыле трансепта, во время строительства которого были использованы некоторые фрагменты других порталов. Два тимпана двойного портала, законченного в 1103 году, собраны из разного числа мелких плит разного размера. На правом портале в центре нижней скульптурной группы находится картина бичевания Христа, слева от нее - венчание терновым венцом и исцеление слепого, а в верхней скульптурной группе - сильно поврежденное поклонение волхвов. На левом тимпане, состоящем из еще более разнородных плит, изображено искушение Христа в пустыне. Большинство рельефов, согласно французским исследованиям, выполнены под большим влиянием собора в Конке, хотя исцеление слепого во многом напоминает скульптуры Леона.

Рельефы на откосах Пуэрта де ляс Платериас, вытянутые в ширину до контрфорсов столбов и датируемые последним десятилетием XI века, прежде могли быть частью разрушенного портала Пуэрта Франсихена. Изображения царя Давида, играющего на музыкальном инструменте, и сотворения Адама отличаются высоким мастерством исполнения, а последняя сцена, в которой Творец возложил правую руку на голову Адама, чтобы создать его по своему образу и подобию, излучает простоту и достоинство.

Два портала были возведены с южной стороны коллегиальной церкви Сан Исидоро в Леоне около 1100 года: Пуэрта дель Пердон в южном крыле трансепта и Пуэрта дель Кордеро, через которые можно войти в храм со стороны южного бокового нефа. Тимпан Пуэрта дель Кордеро очень детально изображает Авраама, приносящего в жертву Исаака, причем многое не упоминается в Библии - например мул, на котором ехал Исаак, или то, что он разулся, когда достиг цели. В библейской истории подчеркивается, что сын Авраама добровольно вручил себя в руки божественного провидения, смирившись с судьбой.

Одна из деталей, которая наиболе примечательная путешственникам, непосредственно соотносится с актуальной для того времени историей христианской Реконкисты. Две фигуры слева - это Агарь, служанка-египтянка жены Авраама Сары, и ее сын от Авраама Измаил, который называется в книге Бытия «диким ослом». Они были изгнаны в пустыню, потому потомков Магомета называли «измаилитами» или «изгнанниками». Измаил верхом на лошади и с чалмой на голове направляет острие стрелы на Агнца Божьего, находящегося над сценой принесения Исаака в жертву. В этом читается суровый приговор арабскому миру, что не удивительно, поскольку во времена создания тимпана Испания была охвачена войной с маврами.

К произведениям рубежа XI и XII веков относятся также две капители архивольта, расположенные одна напротив другой на портале южного бокового нефа в соборе Хаки. На левой капители изображен пророк Валаам и его ослица, на правой - вторично сцена принесения Исаака в жертву. Эта тема завоевала чрезвычайную популярность в романском искусстве, поскольку учила покорности, смирению и приятию судьбы, предопределенной Господом. Эта канитель исключительна в двух отношениях. Во-первых, она изображает жертвоприношение в самый драматический его момент: Исаак стоит бесстрашно и покорно, готовый принести себя в жертву, его руки связаны за спиной, а Авраам собирается совершить убийство, к тому же родного сына. В это мгновение ангел Господень останавливает меч Авраама и освобождает его от принесения этой жертвы. Во-вторых, скульптор обращается к традиции античных обнаженных фигур. Оба героя - и Исаак, и Авраам - обнажены, правда, тело отца драпировано длинным одеянием. Очевидно влияние античности в изображении обнаженного тела, хотя стиль остается романским. Образцом послужили работы в соборе Фромисты. Изображение рая является прямой копией древней гробницы Ореста в аббатстве Санта Мария в Усильос - в настоящее время она находится в мадридском музее Прадо, только античный Орест превратился в романского Адама.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1066 просмотров

Отзывы к статье: Романская скульптура

Нет отзывов. Ваш будет первым!